Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к школьному обучению, а также залог успешного освоения процесса чтения и письма.
При недостаточно сформированных фонематических процессов (ФП) (фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений) ребенок может столкнуться с проблемами при овладении чтением и письмом в начальной школе. Известно, что фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, а звуковой анализ – на пятом году жизни.
Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков для их устного воспроизведения, звуковой анализ – способность различать то же самое, с целью воспроизвести звуки в письменной форме.
Этапы формирования ФП:
- Узнавание неречевых звуков;
- Различение высоты, силы, тембра голоса;
- Различение слов, близких по звуковому составу;
- Дифференциация слогов;
- Дифференциация фонем;
- Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Игры, в которые полезно играть с детьми:
1. «Внимательные ушки». Взрослый перечисляет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, начинающееся (заканчивающееся) на определенный звук.
2. «Мяч передавай – слово называй». Взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку, приговаривая: «Свяжем мы из слов цепочку, Мяч не даст поставить точку». Ребенок должен выделить конечный звук слова и предложить свое слово, начинающееся на данный звук (весна – автобус – слон – нос – сова).
3. «Чей голосок». Взрослый называет слово или фразу разными тембром, высотой голоса, изображая медведя, лисицу, бабу Ягу, мышку и т.д. Ребенок должен догадаться кто это.
4. «Кто больше». Возьмите сюжетную картинку, насыщенную предметами, в словах которых встречается проблемный звук. Называйте по очереди слова, за каждый найденный предмет и названное слово – очко.
5. «Барабанщик». Взрослый называет слова, ребенок отхлопывает или отстукивает палочкой количество слогов.
6. «Помоги Федоре собрать посуду». Изображаем Федору, которая идет по лесу и зовет свою посуду. Выделяем голосом ударный гласный (сИто, корЫто, самовАр, лОжки).
7. «Слоговые цепочки». Просить ребенка повторять отраженно слоговые ряды, постепенно усложняя их (па-ба-па, та-да-та-да, на-ла-ма-на, са-ша-са-ша, са-жа-за-ша).
8. «Подарочки». Дарить подарочки своим друзьям, родственникам, любимым куклам и игрушкам таким образом, чтобы название подарка начиналось с того же звука, что и имя получателя (бабушке – бант, булку, барабан, зайчику – зонт, замок, звонок).
9. «Угадай, что звучит». Приготовьте любимую ширму и различны предметы, которые издают звук (газета, ложки, футляры от киндеров с мелкой, крупной крупой, палочки, крышки от посуды и др.). Производите шумы и звуки, малыш должен догадаться, что звучит.
10. «Звукоед». Взрослый превращается в звукоеда или слогоеда, который похищает звуки или слоги в словах. Ребенок должен спасти слово, вставив в него нужный звук или слог (…тол, окн…, п…атье, магаз…н, к…рова).