Развитие фонематических процессов у детей.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к школьному обучению, а также залог успешного освоения процесса чтения и письма.

При недостаточно сформированных фонематических процессов (ФП) (фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений) ребенок может столкнуться с проблемами при овладении чтением и письмом в начальной школе. Известно, что фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, а звуковой анализ – на пятом году жизни.

Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков для их устного воспроизведения, звуковой анализ – способность различать то же самое, с целью воспроизвести звуки в письменной форме.

Этапы формирования ФП:

  1. Узнавание неречевых звуков;
  2. Различение высоты, силы, тембра голоса;
  3. Различение слов, близких по звуковому составу;
  4. Дифференциация слогов;
  5. Дифференциация фонем;
  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

 Игры, в которые полезно играть с детьми:

     1. «Внимательные ушки». Взрослый перечисляет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, начинающееся (заканчивающееся) на определенный звук.

    2. «Мяч передавай – слово называй». Взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку, приговаривая: «Свяжем мы из слов цепочку, Мяч не даст поставить точку». Ребенок должен выделить конечный звук слова и предложить свое слово, начинающееся на данный звук (весна – автобус – слон – нос – сова).

    3. «Чей голосок». Взрослый называет слово или фразу разными тембром, высотой голоса, изображая медведя, лисицу, бабу Ягу, мышку и т.д. Ребенок должен догадаться кто это.

    4. «Кто больше». Возьмите сюжетную картинку, насыщенную предметами, в словах которых встречается проблемный звук. Называйте по очереди слова, за каждый найденный предмет и названное слово – очко.

    5. «Барабанщик». Взрослый называет слова, ребенок отхлопывает или отстукивает палочкой количество слогов.

    6. «Помоги Федоре собрать посуду». Изображаем Федору, которая идет по лесу и зовет свою посуду. Выделяем голосом ударный гласный (сИто, корЫто, самовАр, лОжки).

    7. «Слоговые цепочки». Просить ребенка повторять отраженно слоговые ряды, постепенно усложняя их (па-ба-па, та-да-та-да, на-ла-ма-на, са-ша-са-ша, са-жа-за-ша).

    8. «Подарочки». Дарить подарочки своим друзьям, родственникам, любимым куклам и игрушкам таким образом, чтобы название подарка начиналось с того же звука, что и имя получателя (бабушке – бант, булку, барабан, зайчику – зонт, замок, звонок).

    9. «Угадай, что звучит». Приготовьте любимую ширму и различны предметы, которые издают звук (газета, ложки, футляры от киндеров с мелкой, крупной крупой, палочки, крышки от посуды и др.). Производите шумы и звуки, малыш должен догадаться, что звучит.

    10. «Звукоед». Взрослый превращается в звукоеда или слогоеда, который похищает звуки или слоги в словах. Ребенок должен спасти слово, вставив в него нужный звук или слог (…тол, окн…, п…атье, магаз…н, к…рова).